Сувенирная продукция.

Когда в Новосибирске впервые стали раздавать на презентациях и пресс-конференциях ручки, кружки, календари "эт сетера", многие просто стеснялись эту мишуру забирать с собой. Ну как же, хоть и мелочь, а стоит, наверное, безумных денег! Хоть и пластмассовая, но пепельница, хоть кварцевые, но часы — с нашим отношением к вещам получать что-то даром не совсем привычно. Но к хорошему (а главное, бесплатному!) привыкаешь быстро, и теперь уже многие морщатся, получая в подарок папки и визитницы с логотипом фирмы, хочется чего-то нового, свежего и менее... ширпотребистого, что ли.

В Новосибирске большинство фирм, занимающихся разработкой фирменной символики и нанесением изображений на подарки деловым партнерам и гостям города, действительно ограничивают свои услуги майками — кепками — вымпелами. Насколько широко трактуется понятие "сувенирная продукция", рассказывает директор мастерской "Снегири" Андрей Емашкин.

— С точки зрения художника, как можно оценить положение с сувенирной продукцией в Новосибирске?
— Начнем с того, что понятие "художник" трактуется двояко. Отличие легко понять, если сопоставить понятия "садовод-любитель" и "аграрий-профессионал". Ведь можно быть таким художником, как Киса Воробьянинов, и рисовать буквы, а можно думать над каждой деталькой, мучиться с идеями и образами, вводить новые разработки и технологии. У меня несколько проще — я анализирую будущее готовое изделие, но немного не так, как "надо" или как принято, как сложилось в мире и в Новосибирске. Я как Ньютон с падающим с дерева листом — меня на мысль что-то обязательно наталкивает. Иногда даже из чувстве белой зависти что-то возникает — почему они могут, а я нет! Хотя я не отказываюсь и от традиционных методов: слежу за мировыми тенденциями в разработке логотипов, какие детали исчезают, какая цветовая гамма господствует, где и как наносится скретч-слой и насколько прорабатывается основная идея и т. п. Но даже на окончательной стадии готовности логотипа или фирменного знака я стараюсь сделать так, чтобы графический объект оставался максимально открытым. Это делается для того, чтобы при малейшем изменении в структуре компании не приходилось по-новому разрабатывать фирменный символ. Мало ли что произойдет — сменятся учредители, откроется новый филиал или концерн превратится в корпорацию, — почти все изменения в мои логотипы можно по желанию клиента безболезненно внести. Об этом можно судить хотя бы по разработке фирменного знака для охранного предприятия "Экскалибур". Конечно, при таких звучных названиях лучше отталкиваться от конкретных образов. Как известно, это меч короля Артура, поэтому и графика должна быть соответствующей — мистической, что ли, и крайне сложной в исполнении.

Тема рисунка и стиль взяты у Бориса Валеджи, но окончательная проработка и варианты исполнения — все наше. Начиналось, конечно, с простого варианта — буквы "Э", вписанной в эфес меча, ну а закончилось сами видите — строгая готика с проработкой каждого штриха, а использовать можно не только на визитках, но при написании деловых писем с грифом фирмы, можно сделать такие же шевроны на униформе, да что угодно, лишь бы качество исполнения такого достаточно сложного графического символа было на уровне. Обычно так и бывает: на основе синтеза различных образов мы сделали подборку: несколько эскизов, модель, окончательные варианты. А далее утверждение и даже, по желанию заказчика, регистрация его товарного знака. Многие считают, что чем больше предлагается вариантов, тем более профессионален дизайнер. На самом деле вариантов логотипа может быть бесконечное множество и они не будут уступать друг другу в стиле и качестве. А ведь достаточно двух-трех вариантов для того, чтобы понять, в каком направлении дальше двигаться. Причем, повторюсь, при разработке логотипа или товарного знака всегда нужно учитывать — возможно ли технологически воспроизвести товарный знак. Может быть, потребуются офсетная печать, шелкография и т. п. Мы всегда это учитываем. — Так получилось с логотипом кольцовской косметики. Тогда еще не было наработок в этой области и какой-то "профессиональный" дизайнер решил показать высший пилотаж и даже при исполнении черенка у березового листика использовал все три варианта черного цвета. На картинке хорошо, а на упаковке совсем не то. — Да, учитывать необходимо все. Иногда даже фамилию владельца какой-либо фирмы. Разрабатывали мы, например, вывеску и визитки для кафе "Приют кометы". По этой работе тоже легко отследить, как идея превращается в жизнь, отличаясь от первоначального варианта на 180 градусов. Первая идея, лежащая на поверхности, — изобразить типовой вариант кометы с хвостом. Но хотелось, чтобы знак был графичным, легко узнаваемым и необычным. Тогда обратили внимание на то, что и фамилия владельца тоже начинается с буквы "К", поэтому решили выбрать ее в качестве доминанты. И получился такой космический стиль, очень лаконичный и привлекающий внимание, причем заказчику он так понравился своей универсальностью, что он избрал его и в качестве своего логотипа. И в самом деле, смотрится хорошо и на визитке, и на печати, и тем более на вывеске кафе. Иногда приходится решать и нетворческие задачи. Например, разработка логотипа или товарного знака — это одно, а вот как сделать его таким, чтобы и в цветном, и в черно-белом варианте он смотрелся одинаково выигрышно. Ведь на вывеске, календаре и визитке — это одно, а, например, на фирменной бумаге или в металле совсем другие законы действуют. Тут уже и с учебниками химии приходится сидеть, и в библиотеках выписки делать, и с различными НИИ связываться. Хотя потом, когда изделие доведено до ума, некоторые даже отказываются признавать исходные материалы, не верят до последнего, пока не пойдут на принцип и не отдадут на экспертизу в лабораторию. Но я не особенный профессионал, я просто делаю то, что мне нравится.
— Да уж не скромничайте — у вас на кожаном логотипе у сантиметрового воробья даже шнурки на пимах видны! — Ну если приглядеться, то можно не только дырочки на пуговице увидеть, но и то, во сколько стежков она пришита.
— Откуда такая точность? Даже на джинсовых фирменных лейблах дальше лассо у ковбоя не идет!
— Да что лассо, у них кактусы без колючек, но мы говорим о промышленных технологиях, поставленных на поток. А у меня все было гораздо проще — я не знал, как надо правильно, но очень хотелось освоить это производство. Поэтому пришлось выработать свою, "неправильную" технологию. В итоге получилось так, что никто в городе таким качеством работы по коже не владеет. — Да вам пора начинать деньги печатать!
— Между прочим, не так уж это и сложно. А если вернуться к началу нашего разговора и вспомнить, что в большинстве случаев под сувенирной продукцией понимают маленькие подарки с нанесенной на них информацией — телефон, адрес и т. п. Но общий минус у таких изделий — их недолговечность. Использовал, выкинул. На мой уже достаточно опытный взгляд, сувенир должен быть не только утилитарным, но и долговечным. Остальное — да, необходимый, да, иногда изящный, да, бывает, что и дорогой, но — ширпотреб. А в настоящий сувенир надо душу вложить и даже название дать. Пусть какое-нибудь банальное типа "Трактор и Пахом". Но тем не менее вещь уже имеет художественную ценность, ее приятно держать в руках. Чаще же закупаются одинаковые ручки, а потом на одних размещен логотип фирмы "А&Б", а на другой — фирмы "Б&А". Приятно такое получить, но почему-то часто только этим и ограничивается. А сувенир должен быть таким, чтобы его было приятно держать в руках, да и не выкинут его при первой же уборке в кабинете. — То есть не для всех. — Безусловно! Брелоки и ежедневники хороши для массовых мероприятий, а сувенир преподносится деловому партнеру или серьезному конкуренту по бизнесу. Вообще говоря, разницу легко понять так же, как между ресторанной кухней и общепитом. Тем более что при разработке идеи в объект вкладывается душа, а это каким-то образом фиксируется во внешних полях и несет какую-то положительную информацию с собой. Что тоже немаловажный факт. Хотя на самом деле такая позиция очень хорошо вписывается в концепцию нашей фирмы — наши изделия в продажу никогда, подчеркиваю — ни-ко-гда, — не поступают. Зато заказчик всегда уверен, что ничего похожего ни у кого во Вселенной нет и не будет.

 

При использовании материалов в других источниках ссылка на сайт "Визитка.ру" обязательна


Рекомендуем прочитать: оформись...